«Без знания истории мы должны признать себя случайными, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему мы должны стремиться». В. О. Ключевский

Общественная организация "Историческое сознание"

Суфизм на постсоветском пространстве

23 мая 2021 года в Казани состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Суфизм на постсоветском пространстве: современное положение и историческая преемственность», организатором которой выступила Межрегиональная общественная организация социально-гуманитарных научных исследований «Историческое сознание». Мероприятие было приурочено к 5-летию ее создания и прошло в очной и дистанционной форме.

Открывая работу конференции, руководитель Казанского (Приволжского) филиала организации, главный редактор научного журнала «Мусульманский мир» Раис Сулейманов поприветствовал участников научного мероприятия от имени председателя МОО «Историческое сознание» Дениса Ахременко.

МОО «Историческое сознание» была создана в 2016 году как объединение историков из разных городов России с целью объективного освещения истории России и места нашей страны в мировой истории, издания актуальных исторических трудов, исследований по иным общественным и гуманитарным наукам. В 2019 году были созданы филиалы в Санкт-Петербурге, Воронеже, Пскове и в Казани. В марте 2021 года был открыт филиал в Крыму. Одним из направлений в научной деятельности МОО «Историческое сознание» является изучение истории и современного состояния религиозной жизни населения разных регионов России. Поэтому прошедшая конференция по суфизму можно считать своего рода приложением этого научного направления.

С докладом «Суфийские братства в Татарстане в постсоветский период: распространение, функционирование, отношение государства и общества к ним» выступил Раис Сулейманов. По его словам, суфизм является частью религиозной традиции татар Поволжья, имеющей многовековую историю. В период существования Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства в среде предков современных татар доминирующую позицию занимал тарикат (путь) Ясавия (назван по имени его основателя Ахмеда Ясави (1093-1166), получивший распространение в XII-XVI вв. в Поволжье. Помимо этого направления в суфизме c XV века в Поволжье параллельно начинает набирать популярность тарикат Накшбандия (назван по имени его основателя Бахауддина Накшбанда (1318-1389). Оба тариката, пришедшие из Центральной Азии, поначалу функционировали одновременно, находя своих сторонников среди духовенства и верующих в Поволжье. Однако в XVII-XVIII вв. тарикат Ясавия в регионе был вытеснен тарикатом Накшбандия, где последний занял доминирующую позицию. Постепенно тарикат Накшбандия, подобно другим тарикатам, начал дробиться на отдельные суфийские братства, являющиеся частью этого тариката. Многие известные татарские богословы XVIII – начала XX вв. были мюридами (учениками) и шейхами (наставниками) разных братств, корни которых были в Центральной Азии, на Кавказе и Османской империи. В советский период суфийская традиция продолжала сохранять свое влияние среди мусульманского духовенства, несмотря на то, что государственная атеистическая политика нанесла существенный урон позициям религиозных организаций.

В постсоветский период с началом религиозного возрождения в Поволжье происходило формирование устойчивых групп суфиев разных тарикатов среди активно верующих мусульман. В ходе своих исследований Раис Сулейманов выделил несколько тарикатов, которые получили распространение в Татарстане: это тарикаты Кадирия, Накшбандия, Шазилия и Тиджания. Основными духовными центрами, откуда идет распространение суфизма в Поволжье в постсоветский период, оставались все те же, что и были в дореволюционный период, - это Центральная Азия, Северный Кавказ и Турция, к которым добавилась еще Турецкая Республика Северного Кипра. При этом один из тарикатов, частично получивший распространение, но не сумевший закрепиться в Поволжье в наше время, – это тарикат Тиджания: его шейх Али Абд Уссамад (настоящее имя – Фреди Боллаг (1935-2010), он – уроженец Швейцарии) посещал Казань дважды, после чего появилась небольшая группа его последователей, однако после его смерти в 2010 году и отсутствия постоянных контактов с преемником шейха группа сторонников  фактически распалась, тарикат Тиджания де-факто не имеет сегодня мюридов в Татарстане. Остальные три тариката имеют устойчивые группы своих мюридов в регионе.

Наибольшие позиции среди мусульман Татарстан имеет тарикат Накшбандия, представленный несколькими братствами. Всего Раис Сулейманов насчитал 8 таких братств: «Хусайния», «Халидия», «Хаккания», «Сулейманджилар», «Топбашия», «Адыяман», «Катретул Хаят Амеди» и «Исмаил ага». Среди татар только братство «Хусайния» располагает своим шейхом, живущим на территории Татарстана: это 90-летний Ришат Мусин, проживающий в селе Новое Чурилино Арского района, который недавно уже передал иджазу (право быть шейхом) своему преемнику. Остальные суфийские братства имеют шейхов, проживающих в Дагестане, Турции и Турецкой Республике Северного Кипра. Наиболее сильные позиции, по мнению исламоведа, имеет братство «Исмаил ага», к которому принадлежит нынешний муфтий Татарстана Камиль Самигуллин.

Рассказав достаточно подробно про каждое из суфийских братств, которые сегодня функционируют в Татарстане, Раис Сулейманов также остановился на теме неосуфизма в современной России, дав объяснение этому явлению. По его мнению, следует четко различать суфизм, имеющий определенную ритуальную практику, свою религиозную традицию и историческую преемственность, и неосуфизм, которое можно рассматривать как расширительную интерпретацию суфизма (вплоть до того, что необязательно быть мусульманином, чтобы быть суфием, как, например, трактует такой либеральный подход в «Международном суфийском движении Инайят-хана» и в учении Идрис Шаха (1924-1996) и введение совершенно далеких от обрядов ислама ритуалов, которые используют неосуфии, зачастую коммерциализируя свою деятельность под разного рода психологические тренинги («Академия Мирзакарима Норбекова»), «народное целительство» («Ата жолы») или спортивно-оздоровительная практика («Школа суфийского пути «Ахфа», организующая «гимнастику дервишей»).

Журналист и исследователь ислама из Йошкар-Олы Мусаниф Моллачиев выступил с докладом «Суфизм в Республике Марий Эл на современном этапе». Он поведал о том, какие суфийские общины сегодня представлены в этом поволжском регионе: это «Хусайния», «Исмаил ага», «Сулейманджилар», общины последователей дагестанских шейхов Саида Чиркейского (1937-2012) и Мухаммада Уцы Санамахинского (1930-2018) и община последователей шейха Кадирийского тариката Кунта хаджи Кишиева (1812-1867).

Аспирант Казанского федерального университета Магомед Хайрулаев рассказал про религиозные связи Поволжья и Дагестана, остановившись подробно на примере деятельности Сайфуллы Башларова (1853-1919), который сыграл заметную роль в укреплении духовных контактов между суфиями разных регионов Российской империи.

Аспирант Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Василий Иванов представил доклад «Тема суфизма в трудах татарского богослова Валиуллы Якупова (1963-2012)». Интерес к суфизму у Якупова возник с конца 1990-х годов, когда он стал постепенно выступать с критикой радикальных течений ислама зарубежного происхождения, появившихся в Татарстане после распада СССР: суфизм воспринимался как часть традиционного ислама (Якупов нередко его заменял в своих трудах термином «пророческий ислам»), а потому к его изучению и популяризации Валиулла хазрат приложил определенные усилия. Это видно и потому, что возглавляемое им издательство «Иман» печатало книги суфийских богословов на русском и татарском языках, и сам Якупов посвятил этой теме несколько научных работ. Был ли сам он суфием, были ли он мюридом (учеником) какого-то суфийского братства нам неизвестно (по крайней мере такой информации из достоверных источников пока не обнаружено), но то, что он явно интересовался и симпатизировал ему, прослеживается в работах Якупова.

Докторант Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова, кандидат исторических наук Людмила Маевская (Киев, Украина) затронула тему отношения идеолога салафизма Такиюддина ибн Таймии (1263-1328) к суфизму и его восприятие современными его последователями – ваххабитами. По словам исследователя, ибн Таймия не питал однозначного негативного отношения ко всем подряд суфийским богословам, выделяя отдельных из них, к которым относился с уважением, признавая их вклад в исламскую теологию. Т.е. у идеолога салафизма (а салафиты относятся к суфизму резко негативно, вынося автоматически его сторонникам «такфир» - обвинение в неверии), в отличие от современных салафитов, был избирательный подход: это несколько рушит бытующее мнение, что все салафиты всегда враждебны к суфиям. Как аргументированно показала Людмила Маевская, сам «отец-основатель» салафизма был далек от упрощенного отношения к суфизму: будучи его противником, он не распространял огульно свое неприятие на всех суфиев безоговорочно.

Председатель Центра исламской культуры «Иман» г. Казани, доцент Российского исламского института, кандидат исторических наук Наиль Гарипов остановился на проблеме отношения к суфизму среди татарских кадимистов (консерваторах) и джадидистах (модернистах) в начале ХХ века. По его мнению, кадимисты в силу своего религиозного консерватизма выступали в роли защитников суфизма (в абсолютном большинстве они сами были суфиями), в то время как нередко критика в адрес суфизма исходила от джадидистов. При этом следует оговориться, что идеологи джадидизма в своей критике суфизма не выступали огульно и безоговорочно: им не нравились определенные элементы в суфизме их эпохи (например, чрезмерная догматичность определенных суфийских шейхов), которые они считали тормозом в обновлении исламской уммы, которую джадидисты отстаивали.

В ходе работы конференции по ряду выступлений докладчиков состоялась научная дискуссия, обмен мнениями и прения, которые высказывали как очные участники мероприятия, так и находившиеся на дистанционной связи. Было видно, что тема истории и современного положения суфизма на постсоветском пространстве заинтересовала участников, тем более, что объективно не так часто проходят научные мероприятия по этой теме в Татарстане. По итогам конференции ожидается издание сборника научных докладов его участников.

                                                                                                                                                                                                                                 Текст Раиса Сулейманова, руководителя Казанского (Приволжского) филиала 

 

круглый стол в этнопарке

Под эгидой отдела этнологии МОО "Историческое сознание" совместно с Лукояновским краеведческим музеем, 25 сентября в эрзянском этнопарке (Лукояновский район Нижегородская область) состоялся Круглый Стол посвященный вопросу упоминания в русском летописании эрзянского инязора Пургаса. 

фотоотчёт

Пургасова русь

Отделом этнологии МОО Историческое сознание подготовлена исправленная и дополненная электронная версия книги про Пургасову русь. Читать и скачать книгу можно по ссылке

Подписано соглашение с Брянским объединенным ресурсом

10 июля 2020 года МОО "Историческое сознание" и государственное автономное учреждение "Брянский объединенный ресурс" подписали соглашение о добровольной акции - участие членов общественной организации в восстановлении парка Тенишевых в с. Хотылево Брянской области

Первые Соловьёвские чтения

8 октября 2020 года в онлайн-формате пройдут Первые Соловьёвские чтения, посвященные 200-летию со дня рождения русского историка Сергея Михайловича Соловьёва. Тематика выступлений: - вклад С. М. Соловьёва в развитие исторической мысли; - С. М. Соловьёв - педагог; - Философские и религиозные изыскания С. М. Соловьёва; - Историческая наука до и после С. М. Соловьёва. Заявки на участие в чтениях принимаются до 31 августа 2020 года на адрес электронной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Россия и Балтика. ХХ век

Свой доклад на круглый стол о российско-балтийских отношениях в ХХ веке прислал и председатель общественной организации "Институт военного наследия" Юриюс Тракшялис (Вильнюс) https://yadi.sk/d/jAZVtVsXVLRZhw Обсуждение докладов пройдет в онлайн-формате 21 декабря 2020 года

Круглый стол "Россия и Балтика в ХХ веке"

Доклады коллег из Брестского государственного технического университета для круглого стола "Россия и Балтика в ХХ веке. Люди. Суда. Организации" https://drive.google.com/drive/folders/1fokBQYDPdZnZjHUjuGNkJDE2-RH6sKu5?usp=sharing Обсуждение докладов пройдет в онлайн-формате 21 декабря 2020 года. По итогам круглого стола будет издан сборник докладов участников, индексируемый в РИНЦ

Реестр памятников ВОВ

С 11 мая 2020 года издательский отдел общественной организации "Историческое сознание" ведет сбор сведений об объектах мемориализации, посвящённых Великой Отечественной войне. В первую очередь нас интересуют объекты, не включенные в реестр ОКН. Под объектами мемориализации нами понимаются монументы, стелы, обелиски, мемориалы, воинские захоронения, массовые захоронения расстрелянных мирных жителей, памятные доски, таблички, знаки и т.д. Данная информация необходима для издания Всероссийского реестра объектов мемориализации Великой Отечественной войны. Реестр планируется издать в нескольких частях на бумажном носителе.

В ИРИ РАН состоялась презентация книги А.М. Дубровского

29 октября 2019 года в Институте российской истории РАН (г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 19) состоялась презентация книги доктора исторических наук, профессора Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, директора по связям с научными организациями ОО "Историческое сознание" Александра Михайловича Дубровского "Историки в 1930-х гг.: судьбы и восприятие жизни". Книга вышла в свет из издательского управления ОО "Историческое сознание" в 2018 году. 

В научном издании на основе дневников, писем, воспоминаний показаны разные судьбы историков в 1930-х гг., их духовная жизнь и восприятие ими действительности.  

Фотоотчёт

 

"Круглый стол" ко Дню флага России

22 августа 2019 года в Воронеже состоялся "круглый стол", посвященный истории флага России. Мероприятие приурочено ко Дню государственного флага. Участие в "круглом столе" принял руководитель Воронежского филиала общественной организации "Историческое сознание" Виктор Бахтин

Подробнее

Достигнуто соглашение о научном сотрудничестве с Псковским музеем

26 июля 2019 года было подписано соглашение о научном сотрудничестве между общественной организацией "Историческое сознание" и Псковским объединенным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником

Подписано соглашение с Евпаторийским институтом социальных наук

18 июня 2019 года между общественной организацией "Историческое сознание" и Евпаторийским институтом социальных наук (филиал) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского заключено соглашение о научном сотрудничестве 

Заключено соглашение с МГАВТ

28 мая 2019 года между общественной организацией "Историческое сознание" и Московской государственной академией водного транспорта (филиал) Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова заключено соглашение о научном сотрудничестве